Связаться с Центром "Арт-паркИНГ" можно по телефону +79219470629 или по электронной почте info@artparking.org

«Арт-паркинг» – это Центр современных технологий в искусстве, центр оригинальных идей и подходов. В нем под одной крышей объединяются разные виды искусства – архитектура, музыка, театр, литература, фотография, живопись, скульптура, балет, кино и новые медиа. Программы Центра проводятся в Мариинском театре, Эрмитаже, музеях, галереях. 

«Работа над Собранием сочинений композиторов»
Международный симпозиум

Забронировать бесплатный билет на концерты в рамках Симпозиума

Место проведения:

Российский институт истории искусств; Музей театрального и музыкального искусства

Организаторы:
Региональная ассоциация стран Восточной Европы Международного музыковедческого общества (IMS);
Российский институт истории искусств;
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства;
Санкт-Петербургская государственная консерватория;
ЦСТИ «Арт-паркИНГ»

Дата проведения:

2-6 сентября
2015 год
Санкт-Петербург

Международный научный симпозиум «Работа над Собранием сочинений композиторов» является крупнейшим научным событием в музыковедческой сфере. Он соберет из 13 стран 50 лучших ученых-специалистов по актуальным проблемам музыкальной науки – исследованию и изданию собрания сочинений композиторов. В сегодняшнем мире публикации подобного рода являются базовыми для постижения культурного наследия человечества.

О симпозиуме

Международный научный симпозиум «Работа над собранием сочинений композиторов» – знаменательное научное событие в музыковедческой сфере. Более шестидесяти участников отобраны для выступления в Санкт-Петербурге. Это ученые-специалисты по актуальным проблемам музыкальной науки – исследованию и изданию собраний сочинений композиторов. В сегодняшнем мире публикации подобного рода являются базовыми для постижения культурного наследия человечества.
В симпозиуме принимают участие Президент и Генеральный секретарь Международного музыковедческого общества, представители крупнейших музыкальных издательств и научных секторов университетов.
Симпозиум проходит со 2 по 6 сентября 2015 года на территории двух крупнейших исследовательских центров: Российского института истории искусств и Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. На научную встречу приглашены ученые из двенадцати стран – Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Мексики, России, США, Франции, Швейцарии.
Целью их встречи является выработка современных принципов работы над собраниями сочинений композиторов, обсуждение проблематики, методологии и стратегий изучения материалов. Критический анализ и обновление собрания сочинений служат итогом накопления научных знаний о композиторе – его жизненном укладе и обстоятельствах работы над сочинениями – и направлены на обогащение биографики. На симпозиуме речь идет о художественном мышлении и о творческом процессе, то есть о самых сокровенных гранях жизни гения.
С одной стороны, собрания сочинений, изданные в прошлом, нуждаются в ревизии корпуса самих произведений и в радикальном обновлении методов их изучения. С другой стороны, усилия специалистов направлены на расширение списка изданий и имен авторов, чье наследие достойно столь масштабных публикаций, как собрание сочинений, и остро нуждается в них. Насущная задача актуального музыкознания – воспитание специалистов высокого профессионального уровня, способных вести современную исследовательскую и публикационную работу, которая обещает стать основой нового постижения творчества композиторов в контексте мировой культуры.
В симпозиуме принимают участие две международные исследовательские группы – «Шостакович и его эпоха» (руководители О. Г. Дигонская, П. Фэрклоф), «Стравинский: между Востоком и Западом» (руководители Н. А. Брагинская, В. Дюфур). Один день посвящен юбилею П. И. Чайковского (руководители П. Е. Вайдман, Т. З. Сквирская).
Международный симпозиум организуется при участии Региональной ассоциации стран Восточной Европы Международного музыковедческого общества (IMS); Российского института истории искусств; Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства; Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ».

В оргкомитет конференции входят:
Л. Г. Ковнацкая (председатель), доктор искусствоведения, профессор СПбГК, ведущий научный сотрудник РИИИ,
Е. В. Третьякова, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, директор РИИИ,
Л. О. Адэр (куратор), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова, арт-директор «Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ»,
Т. З. Сквирская, кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Научной музыкальной библиотеки СПбГК,
Н. А. Брагинская, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки, декан музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории,
О. Г. Дигонская, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ВМОМК им. М. И. Глинки и Архива Д. Д. Шостаковича в Москве,
Г. В. Петрова, кандидат искусствоведения, ученый секретарь РИИИ,
А. Л. Порфирьева, кандидат искусствоведения, заведующая сектором музыки РИИИ,
Д. А. Шумилин, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе РИИИ.

Языки конференции – русский и английский.

РАСПИСАНИЕ

2 сентября, среда

Место проведения: Институт истории искусств (Исаакиевская площадь, д. 3)

9.30–10.30 – Регистрация участников
10.00–10.30 – Экскурсия по РИИИ, знакомство с коллекциями и историей
10.30–10.45 – Открытие симпозиума
Президент IMS – Динко Фабрис
Директор РИИИ – Елена Всеволодовна Третьякова
Глава Региональной ассоциации IMS – Людмила Григорьевна Ковнацкая
Генеральный секретарь IMS – Доротея Бауманн

Свободные доклады

Ведущая: Галина Владимировна Петрова

10.45–11.30 – Динко Фабрис (Неаполитанская консерватория, Университет Базиликаты, IMS, Италия)
«Лютнист» Караваджо (лекция)

11.30–12.00 – Джефри Курцман (Вашингтонский университет, Сан Луис, США)
Два разных подхода к критическим изданиям итальянской музыки XVII века: Печатные публикации и онлайн-издания

12.00–12.30 – Бэлла Бровер-Любовски (Иерусалимская академия музыки, Еврейский университет, Израиль)
Тематический каталог и издание сочинений Джузеппе Сарти: Вызовы и сложности

12.30–13.10 – Мартин Альбрехт-Хохмайер, Кристин Херольд (Университет культуры Берлина, Германия)
Джузеппе Сарти – примеры и опыт дигитального издания

13.10–14.30 – Обед

Ведущая: Анна Леонидовна Порфирьева

14.30–15.00 – Мирьям Трипальди (Университет Чикаго, США)
Опера Доменика Чимарозы «La Vergine del Sole» и правление Екатерины II: Золотой век оперы сериа (1762–1796)

15.00–15.30 – Доротея Бауманн (IMS, Цюрихский университет, Швейцария)
Критические издания старинной музыки

15.30–16.00 – Роберта Миланаккио (Кингс колледж Лондон, Великобритания)
Издание Вивальди / Малипьеро

16.00–16.30 – Ульрих Вилькер (Институт Йозефа Гайдна в Кёльне, Германия)
Еще более критический подход: Критическое издание последних трех симфоний Гайдна 1963 года с современной точки зрения

16.30–17.00 – Кофе-брейк

Ведущий: Саймон Моррисон
17.00–17.30 – Мария Разумовская (Королевский колледж музыки, Морли колледж Лондон, Великобритания)
Бетховенское издание Александра Гольденвейзера: Спорное наследие

17.30–18.00 – Галина Владимировна Петрова (РИИИ, Россия)
Берлиоз – Одоевский – Стасов: Об одной ошибке в публикации письма Г. Берлиоза

18.00–18.30 – Наталия Алексеевна Огаркова, Марианна Александровна Константинова (РИИИ, Россия)
О проекте «Полное собрание литературных произведений и переписка А. С. Даргомыжского»

19.00 – Концертная программа
Н. П. Яхонтов. «Милет и Милета» (1796). Комическая опера на либретто Н. А. Львова. Концертное исполнение

Исполнители: Псковский областной колледж искусств им. Н. А. Римского-Корсакова
Вступительное слово – Ольга Валентиновна Кузнецова (СПбГК, Россия)
Вход свободный

Торжественное открытие Симпозиума
Вход по приглашениям

3 сентября, четверг

Место проведения: Институт истории искусств (Исаакиевская площадь, д. 3)

Исследовательская группа Международного музыковедческого общества «Шостакович и его эпоха»
Ведущие: Ольга Георгиевна Дигонская, Лидия Олеговна Адэр

10.00–10.30 – Лариса Львовна Гервер (Российская академия музыки, Россия)
Шостакович: Полифонические рукописи периода ученичества

10.30–11.00 – Левон Оганесович Акопян (ГИИ, Москва)
Неизвестное из «Носа»

11.00–11.30 – Галина Викторовна Копытова (РИИИ, Санкт-Петербург)
Песня «Сударево дитятко» в контексте музыки Шостаковича к фильму «Одна» (1931)

11.30–12.00 – Мария Алексеевна Карачевская (МГК, Москва)
Из истории создания «Мадригала» Шостаковича (1933)

12.00–12.20 – Кофе-брейк

12.20–12.50 – Анна Александровна Зондерегер (Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, Россия)
Образная концепция Первого фортепианного концерта Шостаковича: подтекст и комментарии (К проблеме публикации авторского текста)

12.50–13.20 – Лариса Алексеевна Миллер (СПбГК, Россия)
К вопросу об источниках текста Седьмой симфонии Шостаковича

13.20–14.40 – Обед

14.40–15.10 – Светлана Ильинична Савенко (МГК, ГИИ, Россия)
Стравинский, Малер и Онеггер в переложениях Шостаковича для фортепиано в четыре руки

15.10–15.40 – Ольга Георгиевна Дигонская (ВМОМК им. М. И. Глинки, Архив Д. Д. Шостаковича, Россия)
Перипетии и метаморфозы авторского текста: Шостакович и Атовмьян

15.40–16.10 – Лариса Ивановна Чиркова (Архив М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской в Санкт-Петербурге, Россия)
Автографы Шостаковича в Архиве Ростроповича и Вишневской

16.10–16.40 – Елена Михайловна Петрушанская (ГИИ, Россия)
Об особенностях постановок и рецепции опер Шостаковича в Италии 1950-х-1960-х годов (по архивным материалам)

16.40–17.10 – Кофе-брейк

17.10–17.40 – Светлана Викторовна Подрезова (СПбГК, Россия)
Музыка Революции в творческом наследии Шостаковича

17.40–18.10 – Андрей Владимирович Денисов (РГПУ им. Герцена, СПбГК, Россия)
Принцип пародии в творческом наследии Шостаковича

18.10–18.40 – Дмитрий Юрьевич Брагинский (Средняя специальная музыкальная школа СПбГК, Россия)
«Сумбур вместо музыки» и «Мазня вместо рисунков»… Дмитрий Шостакович и Владимир Лебедев (Материалы к биографии)

Стендовый доклад
Мишель Ассаи (Университет Сорбонны, Париж, Франция / Шеффилд, Великобритания), Дэвид Фэннинг (Манчестерский университет, Великобритания)
Реконструкция роли и места музыки Шостаковича в спектакле «Гамлет» Н. Акимова

Свободные доклады
Ведущая – Белла Бровер-Любовски

15.00–16.30 Сессия о Джузеппе Верди
Хэлен М. Гринвальд (Ново-Английская консерватория музыки в Бостоне, США)
Который Верди, как и почему?

Франческо Иззо (Университет Саусхэмптона, Великобритания)
Издание произведений Верди и периодизация творчества: Некоторые методологические вопросы

Марк Эверист (Университет Саусхэмптона, Великобритания)
«Укрощая вердиевского быка»

Линда Б. Фэртайл (Университет Ричмонда, США)
Редактируя позднего Верди и раннего Пуччини: Переписка и контрасты

Стефано Кастельвекки (Кэмбриджский университет, Великобритания)
Участник дискуссии

16.30 – 17.00 – Кофе-брейк

17.00–17.40 – Сессия о А. П. Бородине
Аркадий Иосифович Климовицкий, Никита Владимирович Сорокин (РИИИ, Россия)
Драматическая судьба «Богатырской» симфонии Бородина в автографах композитора и дирижерских пометах ее исполнителей

Георгий Викторович Ковалевский (РИИИ, Россия)
Современное состояние культурного наследия Бородина в библиотеках и архивах России

17.40–18.10 – Валентина Васильевна Рубцова (Мемориальный музей А. Н. Скрябина, Россия)
Особенности работы над Собранием сочинений Скрябина

18.10 – 18.40 – Еугенио Дельгадо (CENIDIM, Мексика)
Редактирование мексиканской музыки XIX века: Опера «Пьетро д’Абано» Ценобио Паниагуа

19.00 – Концертная программа
Исполнитель: Петр Лаул (фортепиано)

Вход свободный

4 сентября, пятница

Место проведения: Институт истории искусств (Исаакиевская площадь, д. 3)

Исследовательская группа Международного музыковедческого общества
«Стравинский: между Востоком и Западом»
Ведущие – Наталия Александровна Брагинская, Валери Дюфур

10.00–11.00 – Татьяна Борисовна Баранова-Монигетти (свободный исследователь, Базель, Швейцария)
Личная библиотека Стравинского и ее значение для научно-критического издания сочинений композитора (лекция)

11.00–11.30 – Стивен Уолш (Университет Кардиффа, Великобритания)
Размышляя о собрании сочинений Стравинского

11.30–12.00 – Кофе-брейк

12.00–12.30 – Маргарита Мазо (Университет Огайо, США)
Об автографах «Свадебки»

12.30–13.00 – Ярослав Ильич Тимофеев (Москва, газета «Известия», Россия)
Мягкий карандаш и твердая валюта: Лондонские эскизы заключительного хора Стравинского к «Хованщине»

13.00–13.30 – Наталия Александровна Брагинская (СПбГК, Россия)
«Unpublished, lost…»: Новое о судьбах некоторых ранних сочинений Стравинского

13.30–15.00 – Обед

15.00–15.50 – Светлана Ильинична Савенко (МГК, ГИИ, Россия)
Русские письма И.Ф. Стравинского как биографический материал (лекция)

15.50–16.20 – Валери Дюфур (Свободный университет Брюсселя, Бельгия)
О публикации литературных работ и интервью Стравинского: Опыты сравнения

16.20–16.50 – Массимилиано Локанто (Университет Салерно, Италия)
Серийные «ошибки» Стравинского с позиций текстологии: Комментарии к трактовке проблемы Джозефом Страусом

16.50–17.10 – Кофе-брейк

17.10–17.40 – Ирина Владимировна Гребнева (Дальневосточный институт искусств, Россия)
От архетипа к кенотипу. О цикле Скрипичного концерта Стравинского

17.40–18.10 – Елена Игоревна Фалалеева (РГПУ им Герцена, СПбГК, Россия)
Вокальная музыка на разноязычные тексты в собрании сочинений Стравинского

Свободные доклады
Ведущий – Левон Оганесович Акопян

15.00–15.30 – Вибке Тормэлен (Королевский музыкальный колледж, Великобритания)
Композитор как таковой и композитор-герой: От эфемерных музыкальных публикаций к собраниям сочинений и изданиям партитур

15.30–16.00 – Дуглас Вудфул-Харрис (Bärenreiter Verlag, Германия)
«Море» Дебюсси и проблемы отношения к существующему тексту

16.00–16.30 – Николас Кларк (Фонд Бриттена-Пирса, Великобритания)
Библиотека и ее собственная жизнь: Построение биографии Бенджамина Бриттена с помощью архивных коллекций

16.30–17.00 – Кофе-брейк

17.00–17.30 – Ласло Викариус (Будапештский архив Бартока, Институт музыковедения, Исследовательский центр гуманитарных наук, Венгрия)
Для взрослых: Первый том полного критического собрания сочинений Бартока «Для детей»

17.30–18.00 – Саймон Моррисон (Принстонский университет, США)
Об отсутствии критического издания Прокофьева

18.30 – Концерт
«Композитор и фольклор»
Исполнители: Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Руководители – Г. В. Лобкова, Е. С. Редькова
Вход свободный

5 сентября, суббота

Место проведения: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Исследовательская сессия, посвященная наследию Чайковского (к 175-летию со дня рождения композитора)
Ведущие: Полина Ефимовна Вайдман, Тамара Закировна Сквирская

11.00–11.50 – Полина Ефимовна Вайдман (Государственный музей-заповедник П. И. Чайковского, ГИИ, Россия)
Концепция Академического Полного собрания сочинений П. И. Чайковского как проблема современной музыкальной науки (лекция)

11.50–12.15 – Ольга Ивановна Катаргина (Издательство MPI, Россия)
Из опыта редакторской работы по подготовке первых томов Академического Полного собрания сочинений Чайковского

12.15–12.40 – Ада Григорьевна Айнбиндер (Государственный музей-заповедник П. И. Чайковского, Россия)
Оперы Чайковского как текстологическая и эдиционная проблема в контексте работы над проектом Академического Полного собрания сочинений композитора

12.40–13.05 – Тамара Закировна Сквирская (СПбГК, Россия)
Хоровые сочинения Чайковского: источники музыкальных и литературных текстов, материалы к комментариям

13.05–14.35 – Обед

14.35–15.00 – Мария Николаевна Щербакова (СПбГК, Мариинский театр, Россия)
Источники к истории постановок опер и балетов Чайковского в библиотеке Мариинского театра

15.00–15.25 – Александра Евгеньевна Максимова (МГК, Россия)
«Ундина» Чайковского: реконструкция композиторского замысла в составе проекта Академического Полного собрания сочинений композитора

15.25–15.50 – Даниил Рустамович Петров (МГК, Россия)
Текстология симфонических произведений Чайковского. Нерешенные вопросы

15.50–16.15 – Марина Григорьевна Рыцарева (Университет Бар-Илан, Израиль)
О скрытой программе Шестой симфонии Чайковского

16.15–16.40 – Кофе-брейк

16.40–17.05 – Григорий Анатольевич Моисеев (МГК, Россия)
Чайковский и Романовы: новые документальные источники в контексте биографических и текстологических исследований

17.05–17.30 – Татьяна Николаевна Ермолаева (Россия)
Черновые материалы программной симфонии «Манфред» Чайковского в истории создания произведения

17.30–17.55 – Екатерина Николаевна Дулова (Белорусская государственная академия музыки, Беларусь)
Авторская воля: миф или реальность

18.00 – Торжественная часть. Подведение итогов симпозиума
Вход по приглашениям

6 сентября, воскресенье

Культурная программа для участников симпозиума

11.00 – Пешеходная экскурсия «Художественный Петербург» (на английском)
13.00 – Пешеходная экскурсия «Музыкальный Петербург» (на английском)
14.00 – Обед
15.00 – Экскурсия в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова (Загородный пр., 28) (на английском, русском)
16.00 – Концерт в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова «Игры в классику»

Приветствия участникам Симпозиума

Профессор Людмила Григорьевна Ковнацкая, председатель Оргкомитета симпозиума
Симпозиум, посвященный работе над собранием сочинений композиторов, обещает стать интересным событием профессиональной и общекультурной жизни. Его главная тема способна показать все мыслимые ракурсы и любые срезы современной музыковедческой деятельности во всем ее многообразии, в ее разноликости. Симпозиумы, проходившие с 2005 года под эгидой Международного музыковедческого общества и его Региональной ассоциации, всякий раз приносили с собой глубокие и яркие впечатления от научных открытий, порождающих импульсы новых достижений, радость коллегиального общения людей, нередко знакомых друг с другом только по трудам.
Желаю участникам и слушателям симпозиума–2015 успеха. Пусть атмосфера ранней петербургской осени, красота Зубовского института, Музея театрального и музыкального искусства и самого города придаст происходящим научным событиям незабываемо выразительные художественные черты.

Профессор Динко Фабрис, Президент Международного музыковедческого общества
В сентябре 2005 года директория Международного музыковедческого общества (IMS) впервые собралась в Санкт-Петербурге в рамках конференции, организованной Л. Г. Ковнацкой. Это было поистине памятное событие, и я был одним из членов директории, возглавляемой Дэвидом Фэллоузом. Следующий президент – Тильман Зеебас – стимулировал создание региональных групп IMS. Одной из первых была Региональная ассоциация стран Восточной Европы, руководимая профессором Л. Г. Ковнацкой. Группа провела несколько успешных встреч в России, Украине, Беларуси и Литве. Через десять лет под патронажем IMS пройдет другая конференция в Санкт-Петербурге. В дополнение к свободным докладам членов ассоциации, в ее рамках, состоятся встречи двух исследовательских групп – «Шостакович и его эпоха» и «Стравинский: между Востоком и Западом». Тема конференции «Работа над собранием сочинений композиторов» особенно созвучна этим двум великим русским композиторам XX века и является важной составляющей международного музыковедческого движения. Дебаты на эту тему начались на недавнем совместном конгрессе IAML – IMS в Нью-Йорке (21–26 июня 2015) по музыкальным исследованиям в информационную эпоху, где обсуждались новые ресурсы, применимые к традиционным способам критических изданий собраний сочинений композиторов. Участие России и Северо-Восточной Европы в этих дискуссиях имеет большое значение для международного сообщества. Мы гордимся активной деятельностью Региональной ассоциации стран Восточной Европы и работой двух исследовательских групп Международного музыковедческого общества.