Связаться с Центром "Арт-паркИНГ" можно по телефону +79219470629 или по электронной почте info@artparking.org

«Арт-паркинг» – это Центр современных технологий в искусстве, центр оригинальных идей и подходов. В нем под одной крышей объединяются разные виды искусства – архитектура, музыка, театр, литература, фотография, живопись, скульптура, балет, кино и новые медиа. Программы Центра проводятся в Мариинском театре, Эрмитаже, музеях, галереях. 

«Триумф русской музыки – окно в мир»
К 170-летию Н. А. Римского-Корсакова

Место проведения:

Музей-квартира
Н. А. Римского-Корсакова

Генеральный партнер: 

 

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Дата проведения:

21-23 марта 2014 года
Международный симпозиум

2014 год пройдет в Санкт-Петербурге под знаком празднования 170-летия Н.А.Римского-Корсакова. Компози-тор, чье имя вписано во все ху-дожественные летописи города, яв-ляется его музыкальным символом.

О симпозиуме

Именно с Римского-Корсакова началось освоение мира русской музыкой. Она начинает издаваться на других языках, ее исполняют в самых известных концертных и оперных залах, гастроли русских композиторов и исполнителей становятся сенсацией на культурном небосклоне.

В последней квартире композитора, ныне мемориальном музее состоялся международный симпозиум, который объединил ведущих специалистов по русской музыке из 14 стран (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Латвия, Нидерланды, Португалия, Россия, США, Финляндия). На протяжении трех дней  обсуждались вопросы восприятия русской музыки в XIX – XXI веках, ее идентичности в современном художественном мире, влияние русского музыкального стиля на творчество зарубежных композиторов, композиторские школы и исполнительская школа, ее восприятие, влияние и распространение.

Одним из главных тезисов симпозиума является необходимость в новом осознании в XXI столетии масштаба школы Римского-Корсакова, сплотившей вокруг себя композиторов, чьи имена стали значительным этапом истории музыки рубежа веков. Посвятив 37 лет своей жизни консерватории, строгий профессор сформировал кодекс правил и обязательных знаний, необходимых каждому начинающему музыканту. Его ученики, став позже профессорами консерватории, передавали эти знания следующим поколениям.

В рамках симпозиума 22 марта в 19.00 состоялся концерт камерной музыки при участии солистов Мариинского театра и поездка в г. Тихвин в Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова.

РАСПИСАНИЕ

21 марта, пятница

13.00 – Официальное открытие конференции
13.15 – Ирина Теплова (Санкт-Петербург, Россия). Римский-Корсаков в русской музыкальной фольклористике рубежа XIX – XX веков.
13.45 – Патрик Зук, Дэниэл Тук, Джозеф Шульц (Дарем, Великобритания). Римский-Корсаков и русско-советский симфонизм: Мяcковский, Прокофьев, Хачатурян
14.45 – Майкл Скот Ричардсон (Нью-Йорк, США). Влияние как «эволюция»: Происхождение и распространение батальных сцен в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова
15.15 – Перерыв
15.45 – Дэвид Хаас (Афины, США). Опера как прикладная психология. Вызовы «Ночи перед Рождеством» западному оперному критицизму
16.15 – Кристина ван ден Бьюс (Брюссель, Бельгия). «Могучая кучка» и Бельгия
16.45 – Любовь Купец (Петрозаводск, Россия). Читая учебники, или Н. А. Римский-Корсаков как культурный герой (по материалам российских учебных изданий второй половины XX – начала XXI века)
17.15 – Владимир Орлов (Санкт-Петербург, Россия). «Русская «Кармен»: инверсия гендерной роли»
18.00 Открытие выставки «Маленькие трагедии. Роковые страсти».
Концертное исполнение оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» в Мемориальной гостиной. Государственный камерный музыкальный театр «Санкт-Петербург опера». Реж. Юрий Александров. Вход по пригласительным

22 марта, суббота

11.00 – Диего Боскет (Мендоса, Аргентина). Алексей Абутков: русский музыкант в удаленной аргентинской деревне
11.30 – Юлия Йонане (Рига, Латвия). Преемственность традиций ориентализма Н. Римского-Корсакова в творчестве его учеников – латышских классиков
12.00 – Венделин Битцан (Берлин, Германия). Русская фортепианная соната после Балакирева и Рубинштейна. Подход к истории жанра и западноевропейской взаимозависимости
12.30 – Кэтлин Кларк (Монреаль, Канада). Маркетируя Санкт-петербургские ночи: Джон Фильд и распространение русского ноктюрна для фортепиано в XIX веке
13.00 – Обед
15.00 – Ирина Горная (Петрозаводск, Россия). Поэтика слова в романсах Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова
15.30 — Лаура Браун (Пенсильвания, США). Синтез музыки и поэзии в цикле «Поэту» оp. 45 Римского-Корсакова
16.00 – Кофе-брейк
16.30 – Андрей Алексеев-Борецкий (Санкт-Петербург, Россия). Н.И.Заремба и Н.А.Римский-Корсаков
17.00 – Лидия Адэр (Санкт-Петербург, Россия). Школа Римского-Корсакова. 10 лет спустя
17.30 – Анна Петрова (Санкт-Петербург, Россия). Опера в русском стиле на французской сцене. 1910-1930-е годы

19.00 – Концертный зал Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова. Концерт вокальной музыки. Исполнители – солисты Мариинского театра Гелена Гаскарова (сопрано), Александр Краснов (баритон)

23 марта, воскресенье

11.00 – Лариса Кириллина (Москва, Россия). Топосы и символы в творчестве Римского-Корсакова
11.30 – Рутгер Хельмерс (Амстердам, Нидерланды). Музыкальная мобильность в век трансформации. Западные музыканты в Петербурге 1860-х.
12.00 – Хелена Тюрваинен (Хельсинки, Финляндия). Музыка и формирование идентичности во время франко-русских празднеств 1893 года
12.30 – Вера Стоянова (Санкт-Петербург, Россия). Из истории российско-молдавских культурных отношений: выпускники Петербургской консерватории начала XX века в Бессарабии
13.00 – Обед
14.30 – Томас Радеке (Веймар, Германия). Подъем русской музыки в Германии к 1900-м: Римский-Корсаков и Лист во Всеобщем Германском Музыкальном Союзе
15.00 – Паулу де Каштру (Лиссабон, Португалия). От «хорошего чужого» к «идеальной личности»: Представления о русской инакости во Франции и Иберийском полуострове на рубеже XIX – XX века
15.30 – Кристина Агилар (Мадрид, Испания). Россия как модель для «Современной музыки» в Испании. Филипе Педрель и Мануэль де Фалья
16.00 – Кофе-брейк
16.30 – Мария Разумовская (Лондон, Великобритания). Окно на Запад и Восток: Исследование влияния интерпретации Генрихом Нейгаузом Шопена
17.00 – Ндубуиси Е. Ннамани (Кембридж, Великобритания). Симфоническое ‘переход’ – сближения и расхождения в контексте звукового родства «военных» тем Шостаковича и Симфоний «Согласия» Нванкпи.
17.30 – Игорь Воробьев (Санкт-Петербург, Россия). «Военные письма» Валерия Гаврилина: Диалог с романтической традицией.

Стендовые доклады

  • Екатерина Ключникова (Москва, Россия). Имиджи Н. А. Римского-Корсакова в XX и XXI веках: От национального гения к автору «детских» опер (по материалам отечественных энциклопедий)
  • Саймон Дэвид Перри (Св. Люсия, Австралия). «Борис Годунова» Мусоргского: Новый взгляд на музыкально-драматургическую характеристику сквозь призму композиторской нотации
  • Иосиф Райскин (Санкт-Петербург, Россия). Римский-Корсаков о дирижировании. Темное ли дело?